Татьяна Ходакова
«Море всегда даёт что-то новое, и что-то старое, и что-то забытое» (Эрнест Хемингуэй)
Говорят, лучшие открытия происходят случайно. Так и случилось со мной четыре года назад на побережье Черногории. Прогуливаясь по набережной, среди сияющего ряда современных яхт и катеров, мой взгляд внезапно выхватил ее — лодку, словно сошедшую с экрана старого фильма.

На фоне белоснежных корпусов и стекла она выглядела как живая легенда: ее деревянный борт, элегантные обводы и особый, вневременной силуэт. Это было судно, которое, словно по ошибке, попало в наше время, и я сразу почувствовала, что за ее спокойным видом скрывается невероятная история.

Эта лодка, выделявшаяся на фоне остальных, пробудила мое любопытство и привела к удивительному открытию, связанному с именем великого писателя, Эрнеста Хемингуэя.

Первой мыслью, озарившей мой разум, стало желание, чтобы вечерняя прогулка на катере, заявленная в программе нашего тура, состоялась именно на этом судне. Однако эта идея показалась мне слишком несбыточной, ведь я понимала, что эта лодка уникальна и, вероятно, не предназначена для обычных туристических прогулок.

И вот, когда мы пришли на набережную, готовясь к прогулке, наступил тот самый момент, когда признаёшь: мечты ближе, чем кажется, и логике здесь не место. Мы действительно отправились в морское путешествие именно на этой лодке.

За штурвалом был капитан Драго. Он не только радушно нас встретил, но и, вопреки программе, взял на себя роль гида.

Этот обаятельный черногорец на ломаном русском с увлечением рассказывал нам о местах, мимо которых мы проплывали: о гротах с изумрудной водой, об острове Святого Николая (крупнейший остров Черногории, расположенный в 1 км от Будвы, известный своими песчаными пляжами, дикой природой и статусом популярной туристической достопримечательности) и полуострове Святого Стефана (исторический остров-курорт в Черногории, соединяющийся с материком естественным перешейком).

Когда мы подошли к живописному полуострову Святого Стефана, был брошен якорь для купания. В лучах заходящего солнца, пока гости прыгали с борта в тёплое море, Драго начал рассказывать о своей лодке. И было понятно, что это не обычная история, а трогательное повествование, пропитанное любовью к этому уникальному судну, созданному с душой и в историческом стиле.

Пришло время окунуться в историю создания этого судна. И, поверьте, она оказалась не менее увлекательной, чем потрясающая красота тех мест, которые мы видели, проплывая вдоль берегов Будванской ривьеры.

Драго, капитан и совладелец лодки, поделился с нами её тридцатилетней историей. Он рассказал, что много лет назад его друг Бранко во время путешествия на Кубу посетил музей, где увидел знаменитую лодку Хемингуэя в качестве экспоната.

Покорённый изяществом увиденного судна, Бранко сделал множество снимков и привёз их с собой в Черногорию. Эти фотографии стали источником вдохновения для инженера, который по ним создал проект уникальной исторической лодки. На её строительство ушло три года, а специально для этого из Индонезии доставили редкую древесину махагона, которая ценится за свою прочность, влагостойкость и привлекательную красно-коричневую текстуру с тонким рисунком волокон. Как с гордостью поведал Драго, их творение с точностью до 95% повторяет знаменитую лодку Хемингуэя «Пилар».

Оригинальная лодка Эрнеста Хемингуэя «Пилар» (Pilar) — это одно из самых известных судов в истории литературы и символическая часть жизни писателя. Судно было построено в 1934 году на верфи «Wheeler Shipyard» в Бруклине, Нью-Йорк, по специальному заказу Хемингуэя. Она представляла собой модифицированную версию модели «Wheeler Playmate» длиной 38 футов (около 11,6 метра).
Хемингуэй внес в проект множество изменений, чтобы сделать ее идеальной для глубоководной рыбалки, в том числе установил дополнительные топливные баки и специальный ролик для затаскивания крупной рыбы на борт.
Название «Пилар» имело двойное значение: это было прозвище его второй жены, Паулины Пфайфер, а также имя героини его романа «По ком звонит колокол».
«Пилар» была для Хемингуэя не только лодкой, а рабочим местом, домом и местом для приключений. На ней он занимался морской рыбалкой, часто выходя в открытое море на долгие периоды.
Именно на «Пилар» он установил несколько мировых рекордов по улову марлина и тунца.
Многие его морские истории, в том числе знаменитый рассказ «Старик и море», вдохновлены его опытом рыбалки на «Пилар» в Гольфстриме.
Лодка была оснащена по последнему слову техники для того времени: на ней были радиостанция, бар и даже пулемет, который Хемингуэй использовал для отстрела акул, пытающихся отобрать его улов.
После смерти Хемингуэя лодка перешла его верному другу и капитану Грегорио Фуэнтесу (прототипу старика Сантьяго из «Старика и моря»). Фуэнтес впоследствии передал «Пилар» народу Кубы, и сегодня она является экспонатом в доме-музее Хемингуэя, «Финка Вихия», недалеко от Гаваны — именно там и состоялось знакомство с лодкой, которая вдохновила черногорцев на создание собственного судна.

Черногорская «Пилар», созданная с особой любовью и вдохновением, сохраняет свой первозданный вид благодаря бережному уходу. Её внешние поверхности каждые пять лет покрывают несколькими слоями лака, а вот внутренние части каюты по сей день хранят то самое, первое покрытие, сделанное 30 лет назад.

Драго постигал науку морского дела и получил диплом капитана в старинном городе Котор, и сегодня мы видим плоды его обучения. Его профессионализм ощутим в каждой детали: в том, как уверенно и в то же время плавно и мягко он ведёт судно, даря каждому пассажиру ощущение полного спокойствия.

«Море и горы были всем, что ему нужно было» (Эрнест Хемингуэй)
Подобно своему знаменитому прототипу, черногорская «Пилар» используется для рыбалки — удочки и снасти, которые можно заметить на борту, служат тому прямым подтверждением. В водах Будванской ривьеры охотятся на тунца, амберджека, рыбу-меч, дорадо, сибаса, барракуду и мурену. Рыболовные туры здесь включают в себя троллинг, глубоководную ловлю с остановкой судна и использование живой наживки, будь то мидии или кусочки осьминога.

Каждая моя поездка в Черногорию обязательно включает вечернюю прогулку на катере — пропитанную историей, морским воздухом и духом писательства. В этом волшебном «вайбе» происходит знакомство с побережьем с совершенно иного ракурса, с моря.

Невероятные закаты, в которые погружаешься целиком, без остатка мыслей, дарят чистое удовольствие, которое увозишь с собой до следующего лета.
Но ждать летнего сезона не обязательно — путешествие на лодке с таким историческим шлейфом можно совершить с 15 апреля по 1 ноября. Времени для наслаждения и отдыха с душой предостаточно.

«Путешествовать — значит познавать самого себя и то, что окружает тебя» (Эрнест Хемингуэй)
У каждого, кто приезжает в Будву, есть уникальная возможность прикоснуться к легенде. Вы можете погрузиться в атмосферу, любимую Хемингуэем, отправившись на рыбалку, или просто насладиться вдохновляющей морской прогулкой. Этот опыт позволяет не только увидеть красоту побережья, но и почувствовать дух свободы и приключений, о которых писал великий писатель.

В этой истории о черногорской лодке, её капитане Драго и Хемингуэе всё сплелось воедино. Старинная мудрость черногорского моряка, отчаянная любовь к морю и мастерству, и тот самый, неуловимый «хемингуэевский» дух приключений, который продолжает жить в настоящем времени.
«Надо любить жизнь, чтобы научиться жить, а научившись жить, можно жить вечно» (Эрнест Хемингуэй)
Photo by Tatiana Khodakova
Читайте также:
Самые красивые коралловые рифы в мире
Самые красивые сады мира по версии New York Times
Уникальный дом в горах Новой Зеландии

Татьяна Ходакова
Практический психолог
Интегративный подход