4 года расширяем горизонты вместе с вами! Годовщина Coffee Time Journal

International digital journal N 1

Wednesday, December 11, 2024

Новости науки: таблетки против старения реальны?

Смотрите также

Наши партнеры
Реклама

- Advertisement -spot_img
- Advertisement -spot_img

Хелен Пилчер

Вечная молодость – это суть религии и мифологии, но что, если бы мы могли иметь ее немного больше? Что, если бы существовала таблетка, которая могла бы замедлить разрушительное действие времени, чтобы вы могли дольше чувствовать себя моложе? Это звучит как миф, но растет число исследований, которые делают ставку на то, чтобы воплотить это в жизнь.

Представьте себе сцену. После обычного анализа крови вы посетите своего врача общей практики, чтобы узнать результаты. «Все хорошо», — успокаивающе говорит врач. «Единственная проблема в том, что вы становитесь старше». Затем, взмахнув блокнотом с рецептами, врач добавляет: «Но с этим я могу вам помочь. Возьмите эти таблетки. Они замедлят процесс старения и помогут вам оставаться здоровыми. О, и они могут просто продлить вашу жизнь».

Препарат, который продлит вашу жизнь, замедлит старение и предотвратит разрушительные последствия старости, включая слабость и болезни? Это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, и тем не менее, все больше фактов свидетельствует не только о том, что эти лекарства находятся в пределах досягаемости, но и о том, что они, возможно, уже здесь.

Некоторые из них можно найти на полках местного магазина товаров для здоровья, а другие представляют собой лекарства от таких заболеваний, как диабет и рак, которые перепрофилируются. Исследования на животных продемонстрировали их потенциал, и теперь начинаются клинические испытания, чтобы оценить, справедливы ли их обещания на людях. Если это произойдет, те, кто сейчас находится в среднем возрасте, могут стать первым поколением, которое получит выгоду от их использования. Представьте себе календарно 80-летнего человека с биологией человека на 30 лет моложе. Как радостно не вести себя согласно своему возрасту!

Живите лучше и дольше

За последние пару десятилетий наука о борьбе со старением превратилась из научной фантастики в академически строгую, основанную на фактических данных и рецензируемую науку. Речь идет не о достижении бессмертия, криогенном сохранении вашего мозга или каких-либо других диковинных предложениях, которые обсуждались.

«Есть много людей, которые продают вам змеиный жир и говорят, что вы будете жить вечно, а когда вы умрете, никто не подаст на них в суд», — говорит доктор Нир Барзилай, директор Института старения Альберта Эйнштейна. Медицинский колледж в Нью-Йорке. Вместо этого речь идет об увеличении того, что ученые называют «продолжительностью здоровья» или количеством лет, в течение которых люди могут жить хорошо без болезней. Увеличение продолжительности жизни может оказаться случайным побочным эффектом, равно как и последствия для экономики.

В настоящее время 80 процентов взрослого населения мира в возрасте 65 лет и старше имеют по крайней мере одно хроническое заболевание, а 68 процентов — два или более. Человеческие страдания огромны, и в ближайшие 30 лет число людей старше 65 лет, по прогнозам, удвоится и составит 1,5 миллиарда. Это будет дорого.

«Если бы у нас был препарат, который продлевает хотя бы один или два года здоровой жизни, он оказал бы влияние на мировую экономику на триллионы долларов, потому что люди были бы продуктивнее дольше и у них не было бы всех этих заболеваний, которые обходятся нашим систем здравоохранения», — говорит Джим Меллон, председатель компании по долголетию Juvenescent.

Не случайно возраст является крупнейшим фактором риска возникновения таких заболеваний, как рак, сердечно-сосудистые заболевания и нейродегенерация. Процесс старения включает в себя целый ряд биологических изменений, которые стимулируют их развитие. Ученые называют эти изменения «характерными», и их было идентифицировано около девяти, включая накопление генетических мутаций, распад хромосом и нарушение способности функционировать крошечных клеточных энергетических блоков, называемых митохондриями.

Согласно теории, если вы сможете исправить эти проблемы, вы не только замедлите старение, но и предотвратите или отсрочите развитие многих заболеваний, связанных со старостью.

В декабре 2021 года исследователи из Университета Китайской академии наук в Шанхае обнаружили, что природное соединение, содержащееся в виноградных косточках, может продлить продолжительность жизни старых мышей на 9 процентов, а также сделать их физически более здоровыми. Соединение под названием процианидин C1 воздействует на другой признак старения: накопление уставших, изношенных клеток, которые описываются как «стареющие».

В молодые годы иммунная система удаляет стареющие клетки из организма до того, как они могут вызвать проблемы, но по мере того, как мы стареем и наша иммунная система ослабевает, клетки начинают выделять воспалительные молекулы, которые повреждают окружающие ткани.

«Это похоже на распространяющийся огонь», — говорит Мин Сюй, изучающий старение в Центре старения Университета Коннектикута. «Это очень маленькая популяция клеток, но они оказывают очень большое и очень разрушительное воздействие». Препараты, которые ищут и убивают эти стареющие клетки, известные как сенолитики, являются одними из наиболее многообещающих методов борьбы со старением.

Сюй и его коллеги показали, что трансплантация небольшого количества сенесцентных клеток мышам приводит к их старению. Затем, когда тех же мышей лечат не процианидином C1, а коктейлем из двух разных сенолитических препаратов, клетки-изгои разрушаются, и мыши становятся более выносливыми. Они развивают более сильные мышцы, становятся более активными и живут дольше. Те же результаты наблюдаются у мышей, которые стареют естественным путем.

Способность наших митохондрий, по сути, батарей наших клеток, снижается с возрастом

Это тем более впечатляет, что мыши получали лекарства очень поздно, когда им было уже два года. «Это эквивалентно тому, как человек начинает лечение, когда ему 70 или 80 лет, а затем его продолжительность здоровой жизни продлевается на пять-шесть лет», — говорит Сюй.

Также обнадеживает тот факт, что уже известно, что эти препараты безопасны для использования человеком. Кверцетин, растительный пигмент, содержащийся во многих фруктах и ​​овощах, продается в качестве пищевой добавки, а дазатиниб одобрен для использования в качестве лекарства от рака крови.

Дальнейшие исследования на животных показали, что сенолитические препараты могут задерживать, предотвращать или облегчать более 40 заболеваний, включая рак и различные заболевания сердца, печени, почек, легких, глаз и мозга. Предварительные исследования на людях показывают, что они уменьшают количество стареющих клеток, сдерживают воспаление и облегчают слабость, и сейчас проводятся десятки клинических испытаний для оценки их влияния на различные состояния, включая диабет, артрит и болезнь Альцгеймера.

Все эти испытания дадут жизненно важную информацию, но если сенолитик или любой другой препарат когда-либо будет использоваться в качестве настоящей терапии против старения, он должен будет пройти проверку в человеческом эквиваленте исследования Сюя на мышах. Помимо тестирования этих препаратов на людях, у которых уже есть заболевание (как это происходит в текущих клинических испытаниях), их также необходимо тщательно протестировать на здоровых людях, которые стареют естественным путем.

Ускорение медленного процесса

Это концептуально простая задача, и она должна быть простой, за исключением пары проблем. Во-первых, людям требуются десятилетия, чтобы стареть, и эта проблема делает необходимые испытания длительными и дорогостоящими.

Одним из потенциальных решений этой проблемы, которое в настоящее время исследуется, является использование молекулярных посредников или «биомаркеров» процесса старения. Это тонкие изменения, такие как добавление определенных химических групп к ДНК, которые происходят в меньшие сроки и, как полагают, указывают на более широкую картину старения.

Другой вариант – обратиться к лучшему другу человека. Собаки стареют примерно в семь раз быстрее, чем люди, и испытывают многие из тех же возрастных заболеваний и ухудшений состояния. Они также живут в наших домах и испытывают многие из тех же воздействий окружающей среды, которые способствуют старению. Короче говоря, они являются превосходной моделью процесса старения и готовы помочь в обмен на угощения и растирания живота.

Различная пролиферация кератиноцитов (типа клеток кожи) у старой мыши (вверху) и молодой мыши (внизу)

В рамках проекта «Старение собак» в США 500 собак помогают оценить другой предполагаемый препарат против старения, называемый рапамицином. Рапамицин также воздействует на стареющие клетки, а также на некоторые другие признаки старения .

Относительно большие дозы назначают пациентам после трансплантации, чтобы предотвратить отторжение органов, но было показано, что в малых дозах он продлевает жизнь дрожжей, червей, мух и мышей. За собаками будут наблюдать в течение десяти лет, и если обещание рапамицина сбудется, жизнь тех, кто получит эту терапию, может быть продлена на срок до четырех человеческих лет (или 28 собачьих лет).

Вторая проблема с организацией необходимых исследований на людях носит менее практичный и более позиционный характер. Согласно современной медицинской парадигме, старение – это не то, что нужно лечить. Наряду с похмельем и надоедливыми телефонными звонками, старение рассматривается как мрачная неизбежность жизни.

Если Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) и другие медицинские регулирующие органы когда-либо одобрят лекарство от старения, им сначала придется признать, что старение — это предотвратимое состояние, на которое можно воздействовать терапевтически. «Мы не хотим называть старение болезнью», — говорит Барзилай. «Люди, которым мы хотим помочь, не хотят, чтобы мы называли их больными, но старение действительно должно быть официально признано «признаком», поддающимся лечению».

Итак, Барзилай нашел способ обойти эту загадку. Его внимание сосредоточено на другом потенциальном препарате против старения — метформине. Метформин – дешевое и успешное лекарство. Каждый день миллионы людей принимают его, чтобы контролировать диабет 2 типа, но в 2016 году Барзилай предположил, что его можно использовать для замедления старения.

Ключом к его аргументам являются клинические испытания, проведенные в Великобритании в 2014 году с участием более 150 000 человек, которые показали, что диабетики, принимающие метформин, живут дольше, чем недиабетики, которые его не принимают, а также растущее число отдельных исследований, демонстрирующих способность метформина предотвращать определенные возрастные расстройства. В совокупности эти исследования намекают на то, что метформин может улучшить продолжительность здоровья, но они не совсем уверены в этом. Что необходимо, так это клиническое испытание, которое свяжет все эти концы воедино в одном, хорошо спланированном исследовании. Представляем вам исследование «Нацеливание на старение с помощью метформина».

Барзилай и его коллеги набирают 3000 взрослых в возрасте от 65 до 80 лет, не страдающих диабетом, для приема метформина или плацебо в течение четырехлетнего периода. В течение этого времени команда будет следить за возрастными биомаркерами и временем, которое требуется каждому из пациентов для развития серьезного возрастного заболевания, такого как деменция или инсульт.

Вместо того, чтобы рассматривать способность метформина задерживать развитие одного возрастного заболевания, как это делалось в других исследованиях, в этом исследовании будет оценена способность препарата задерживать возникновение возрастных заболеваний в целом. Это покажет, сможет ли метформин увеличить продолжительность здоровья.

Если процесс увенчается успехом, его последствия могут иметь далеко идущие последствия. TAME может доказать, что старение действительно можно контролировать с помощью лекарств. Это само по себе будет серьезным сдвигом парадигмы. «Мы надеемся, что это вдохновит FDA сделать старение индикатором и предоставит шаблон другим биотехнологическим компаниям для проведения аналогичных исследований», — говорит Барзилай.

Нир Барзилай, директор Института старения Альберта Эйнштейна

В то время как другие ученые применяют различные стратегии борьбы со старением, такие как генная терапия или трансплантация тканей, принимать таблетки намного проще. Метформин может стать первым разрешенным препаратом против старения, способным не просто продлевать жизнь, но и продлевать здоровую жизнь. Затем за метформином могут последовать другие препараты против старения. Вместо того, чтобы лечить каждое возрастное заболевание отдельно, как это происходит сейчас, можно представить себе будущее, в котором эти состояния будут «лечиться» вместе, воздействуя на несколько признаков старения.

Точно так же, как сегодня выдаются статины для снижения уровня холестерина и предотвращения инсультов и болезней сердца, так и лекарства против старения или «геротерапия» могут назначаться для предотвращения болезней старости. На основании результатов анализа крови, которые могут указать, насколько быстро вы стареете и к каким заболеваниям вы склонны, врач может прописать одно или несколько препаратов против старения.

Источник: Science Focus
Перевод с английского
Main photo Unsplash+ In collaboration with Getty Images

Coffee Time journal
Website |