Татьяна Ходакова
«Любая система ломается там, где игнорируется сопротивление материала. В архитектуре жизни это сопротивление называется страхом, а игнорирование — насилием над собой»
Говорили тебе: «А ты через “не могу”!»? Думаю, многим приходилось это слышать. А потом, когда вы, переступив через себя, всё-таки дожимали результат, вам летело одобрительное: «Ну вот, можешь же, когда хочешь!» И в тот момент вы усвоили опасную установку: насилие над собой — это хорошо, это одобряемо, насилие — это и есть ваше «хочешь».
Механика саморазрушения
Делать через «не могу» — значит действовать через колоссальное напряжение, полностью его игнорируя. Но любая система, работающая на износ, обречена. Даже если вы добьетесь цели, позже это напряжение «шарахнет» по вам же. Обычно — через болезнь.
Когда вы говорите «не могу», внутри стоит страх. Он материален и живет в телесных ощущениях. Но вместо того чтобы погрузиться в эти ощущения и растворить их вниманием, вы начинаете еще сильнее вваливаться в напряжение, совершая рывок на усилии воли.
А мы знаем: любые действия на волевом ресурсе дают лишь кратковременный результат с последующим откатом:
- В диетах: человек запрещает себе еду, пока «пружина» не срывается и его не относит назад еще сильнее — он начинает сметать всё, что не приколочено.
- В спорте: тренировки через насилие быстро превращаются в саботаж или травмы.
«Действие на усилии воли — это кредит с огромными процентами, который мы берем у собственного здоровья»
Жизнь бьет там, где мы напряжены. И происходит это не потому, что мир жесток, а потому, что любое напряжение требует разрядки.
Запрет на чувства
«Ты что, трус? Не бойся!» — говорили в детстве. Или жестче: «Соберись! Давай вперед!» Вас брали на «слабо». Это значило одно: страх под запретом. Его «нельзя» чувствовать.
Но он никуда не делся. Он до сих пор живет в теле и просится наружу — через ситуации, через людей. Он находит выход, но… не выходит. Потому что отреагировать (накричать, убежать, спрятаться) — не значит прожить.
Что делает обычный человек? Он ищет причину вовне. Злится, борется, нападает. Становится легче, но лишь на мгновение. А затем — новая причина. И кажется, что это «заговор» судьбы: «Пришла беда — открывай ворота».
Но внешнее — лишь следствие внутреннего напряжения.
Исцеляющий вопрос
Вместо того чтобы искать виноватых, разверните внимание внутрь. Задайте себе вопрос: «Что в моем теле?»
Если страшно, не спрашивайте: «Чего я боюсь?» Спросите: «Где в теле я ощущаю этот страх? Как он проявлен?»
Разрешите себе чувствовать этот страх телом. Направьте внимание на само ощущение, не сбегая от него в голову, в привычные «мультики» с ужасными сценариями. Страх имеет власть над вами, только пока вы бежите в реакции и объяснения.
Архитектура нового действия
Многие попадают в ловушку: воспринимают призыв «идти навстречу страху» как команду «забить» на него и броситься на амбразуру. Нет. Так вы уже делали в детстве, ломая себя через колено.
Ваш новый алгоритм:
1. Осознать страх и обнаружить его в теле.
2. Прожить его телесно, давая вниманию «растворить» блок.
3. Перейти к действию из состояния ресурса.
Задача — не насиловать себя, а чувствовать. И этому искусству стоит учиться. Мы блестяще обучены себя ломать, но в наших базовых «настройках» часто провален контакт с собой. А без этого фундамента — никак.
Повернись к себе. Прими свои ощущения. Проживи их телом… И тогда иди вперед. Не навстречу страху через напряжение, а с легкостью — навстречу своей жизни, своим идеям и своим мечтам.
Вы можете. Через интерес!
Photo by Mathieu Odin
Читайте также:
Никогда не сдавайся – известные примеры неудач, которые превратились в успех
Татьяна Ходакова
Практический психолог
Интегративный подход





