Винсент Сельва
С тех пор, как в 1973 году Сиднейский оперный театр развернул свои знаменитые белые паруса над австралийской гаванью, оперные театры перестали быть просто сценами и превратились в настоящие городские символы.
Такие архитектурные памятники, как Дворец искусств в Валенсии или Эльбская филармония в Гамбурге, демонстрируют, что эти здания могут определять не только внутреннее звучание города, но и его современную идентичность.
В том же духе стоит и Оперный театр в Осло, спроектированный норвежской студией Snøhetta. Это произведение навсегда изменило наше понимание взаимосвязи архитектуры, ландшафта и общественного пространства.

Вписываясь в ландшафт
Здание Норвежской национальной оперы и балета, задуманное на берегу фьорда, было открыто в 2008 году после семи лет строительства и быстро стало национальной достопримечательностью. Его новаторский проект, представляющий собой широкую, покатую поверхность, приглашающую прогуляться по зданию, ознаменовал начало новой эры в скандинавской архитектуре и закрепил за Snøhetta статус одной из самых влиятельных студий XXI века.

Студия, названная в честь самой высокой вершины гор Доврефьель, родилась из чёткой идеи: архитектура должна вести диалог с природой, а не навязывать ей себя. В Оперном театре Осло эта концепция достигла своего наиболее радикального воплощения.
«В то время мы поняли, что в строительных проектах не предусмотрено финансирование открытых площадок. Мы решили, что это невозможно, поскольку мы пренебрегаем общественным пространством. Так мы пришли к Оперному театру Осло, где нет различия между общественным пространством, зданием и участком», — объясняют в студии.

Здание, расположенное прямо на берегу фьорда вырастает из воды, словно большой белый пандус, плавно поднимающийся к своей высшей точке, откуда открывается панорамный вид на город и море. Его эксплуатируемая крыша, облицованная каррарским мрамором и норвежским гранитом, превращает здание в городскую площадь, приглашающую к прогулкам и размышлениям.
Студия описала комплекс как «ковёр горизонтальных и наклонных поверхностей» — метафора, которая точно отражает её амбиции: стереть границы между архитектурой и природой. Зимой жители Осло стекаются сюда, чтобы покататься на санках по заснеженным склонам, летом комплекс заполняется туристами, уличными музыкантами и загорающими.

«Теплый» интерьер
Хотя фасад здания кажется продолжением северного пейзажа, интерьер оперного театра резко контрастирует с ним. За прохладным мрамором скрывается светлый атриум, где центральное место занимает балтийский дуб, облицовывающий стены, балконы и большой концертный зал в форме подковы.

Древесина, обработанная аммиаком для придания более глубокого оттенка, создаёт тёплую атмосферу, контрастирующую с суровыми условиями Арктики. Центральным элементом зрительного зала является «волнистая стена», окутывающая пространство подобно гигантскому барабану, а современная люстра из 5800 кристаллов и 800 светодиодов освещает потолок мерцанием, напоминающим лёд, отражающий солнце фьорда.
Критик Джонатан Глэнси в своей статье в The Guardian описал оперу как «мощное и прекрасное произведение, наполненное музыкой и песнями, возвещающее о становлении Норвегии как культурного центра». Неудивительно, что оперный театр получил Премию Миса ван дер Роэ за современную архитектуру в 2009 году и Европейскую премию за городское общественное пространство в 2010 году.

Для Франсиса Рамбера, председателя жюри премии Миса ван дер Роэ, это здание было «больше, чем просто зданием. Это, прежде всего, городское пространство, дар городу». Оперный театр Осло превратил заброшенную часть промышленного города в яркое место, не только посещаемое, но и обитаемое.
Источник: Idealista
Перевод с итальянского
Photos by Jack Bedford
Читайте также:
Чешский павильон на Экспо-2025 в Осаке удивляет бесконечной спиралью
Киберпанк-город: Чунцин, китайский мегаполис в стиле «Бегущего по лезвию»





