4 года расширяем горизонты вместе с вами! Годовщина Coffee Time Journal

International digital journal N 1

Friday, November 8, 2024

Жизнь в сознании: разбираемся с травмой

Смотрите также

Наши партнеры
Реклама

- Advertisement -spot_img
- Advertisement -spot_img

Татьяна Ходакова

«Тяжелые воспоминания, чрезмерная чувствительность и излишне острые реакции, раздражительность и гнев, чувство безысходности и отстранение — симптомы травмы» (Сью Джонсон)

Человек осознает примерно 3-5 % происходящего с ним, а большую часть проживает, «не приходя в сознание». Есть даже такая шутка в тему: «Родился, учился, женился и умер, не приходя в сознание». Уровень осознанности существенно снижается из-за травм, которые случались жизни человека.

Осознанность — это способность фиксироваться на своем внутреннем состоянии или том, что происходит вокруг в настоящий момент.

Наличие травмирующего опыта в личной истории «выбрасывает» человека из настоящего момента и не позволяет находиться в контакте с собственным телом и сознанием. Когда с человеком случаются события, в которых он ощущал себя в опасности, такие события вытесняются из сознания. А если травмирующих ситуаций было много, то рулят бессознательные процессы, и возникает ощущение, что человек не управляет своей жизнью, а жизнь с ним случается.

Если человек разделяет сознание и тело, если воспринимает тело отдельно, а сознание отдельно — это уже признак травмы.

Мы можем жить полной жизнью, сохраняя контакт с сознанием, эмоциями и телом. Через тело можно поднимать настроение, а можно через настроение «ухайдохать» тело. Лишь когда мы начинаем заботиться о себе как о единой системе (сознание, тело и эмоциональный фон), только тогда эта система функционирует слажено.

Надо признать, что мы живем в мире, где часто поддерживается «расщепление» через медицину, через некоторые направления психологии, когда тело воспринимают отдельно, а сознание отдельно. Расщепление — это то, что лежит в основе шоковых травм. Наличие травм не всегда признается человеком: Нет у меня никакой травмы, родители не ссорились особо, никто не пил, не бил, в аварии не попадал, никаких катастрофических событий не переживал. Откуда у меня травма может взяться?

Если в жизни человек не может жить счастливо, не может иметь то, что хочет, не может удовлетворить свои потребности, но каких-то видимых внешних драматических событий не переживал, это еще не говорит об отсутствии травмирующего опыта. Нельзя судить о масштабах травмы по внешним событиям. Шоковая травма может образоваться в ситуациях, когда уровень внутреннего ресурса значительно ниже необходимого уровня для того, чтобы с ситуацией справиться.

Что такое шоковая травма простыми словами? Ситуация, в которой бессознательное человека воспринимает происходящее как угрозу (прямую или мнимую) для жизни.

Шоковые травмы часто возникают в детстве, потому что в этом возрасте уровень внутренних сил, внутренних ресурсов, внутренней долюбленности сильно ниже, чем необходимо для того, чтобы в моменте справиться с происходящим событием, даже если, на первый взгляд, событие не носит катастрофический характер.

Для травматизации необязательно должно происходить что-то реально страшное, иногда для получение травмы бывает достаточно того, например, что мама отобрала игрушку, которую отдала поиграть другому ребенку (потому надо делиться и нельзя быть жадным). Но для ребенка эта игрушка могла нести какие-то смыслы, которые в контексте происходящего не учитывались и у него не оказалось ресурса с этим справиться.

А бывают ситуации, в которых человек попадает в реально опасные истории, но у него хватает ресурса справиться с происходящим и выйти из ситуации победителем, и тогда травмы не образуется.

Масштаб травмы определяет не внешнее событие, а уровень личного ресурса человека — достаточно ли его в момент происходящего события или недостаточно.

Шоковые травмы, однажды случившиеся в детстве, часто повторяются и в дальнейшем. Образуются так называемые «бусы травмы» — повторение травматизации через определенные промежутки времени. «Бусы травмы» могут происходить в разных контекстах, поэтому как повторение не распознаются. Травмы выглядят разными на первый взгляд, но их объединяющей нитью служит решение, которое человек принимает в момент травматизации. В момент, когда происходит травмирующее событие, принимается так называемое «ядерное решение».

Шоковая травма всегда имеет репрезентацию в теле. Мышцы, которые специфически реагируют на травму:

  • крыловидная мышца (Pterogoids);
  • ременная мышца головы (Splenius capitos);
  • ременная мышца шеи (Splenius cervicis); портняжная мышца (Sartorius);
  • подошвенная мышца (Plantaris);
  • тонкая мышца (Gracilis);
  • подколенная мышца (Popliteus);
  • а так же непосредственно травмированные мышцы и/или мышцы соответствующего возрастного периода развития.

Что же происходит в теле в момент травмы?

Когда случается шоковое событие, запускается симпатическая нервная система (система реагирования), происходит выброс кортизола и адреналина, поднимается энергия для того, чтобы отреагировать (совершить действие). Бывает что человек не может эту реакцию тела, этот запущенный «разгон» сил до конца завершить, т.е. сделать выброс энергии (сделать выброс бывает опасно или невозможно, например, когда над тобой стоит большая мама, отбирающая игрушку). Если реакцию тела невозможно по каким-то причинам завершить, то включается парасимпатическая нервная система, которая отвечает за успокоение. Что происходит в этот момент? Поднялась волна энергии, до завершения она не доходит, а «гасится» парасимпатикой. Энергия поднялась, мышцы приведены в тонус, а разрядки нет, победы нет. И тогда внутренние глубокие слои мышц остаются в гипертонусе (в напряжении).

Острый короткий стресс, в который входит организм в момент опасности, спасает жизнь. Но когда стресс становится продолжительным, происходит истощение организма. Все мышцы, которые были задействованы в момент, когда включилась система реагирования, остаются в «готовности» реагировать, поскольку разряд не произошел. Но отреагировать до конца они не могут и полностью вернуться в расслабленное состояние тоже не могут. Человек остается в напряжении — для этих мышц травма продолжается.

Каждая мышца несет в себе определенную психологическую функцию — мышцы по сути являются репрезентацией психики. Для какой-то части психики, которая связана с этими напряженными мышцами, травма продолжается. Происходит то, что называют «застревание» в травме. В теле (в глубоких слоях мышц) остается напряжение, для определенных мышц и для части психики травма не прекращается — какая-то часть человека до сих пор проживает на повторе травмирующую ситуацию. Эта часть, с целью защиты человека от болезненных переживаний, отсоединяется от сознания — часть психической структуры остается в травме.

У этой, оставленной в травме части, есть «имя». Что это значит? В момент, кода случается травмирующая ситуация, человек оставляет часть себя в травме и за доли секунды принимает решение. Это решение зачастую совершенно лишено логического смысла. На поверхностном уровне решение может звучать как «Я больше никогда не…/Теперь я всегда …». Но у этих решений есть глубина. На глубинном уровне принимается «ядерное решение» (решения о себе) —это решение про то, «кто я».

Исходя из этого бессознательно принятого знания о том, «Кто я», человек допускает, как теперь с ним могут другие поступать.

Например, в момент травмы принимается решение, которое тогда помогло выжить — «Я послушная». Теперь жизнь человека строится вокруг этого решения про себя, этого знания о себе, этого «имени» части себя. Когда, например, образовалось такое решение, то реакция в ситуациях будет соответствующей — бороться, но в итоге уступать, соглашаться на то, что неприятно и не хочется делать.

Жить, исходя из «ядерного решения» — это систематически бессознательно выбирать те реакции, которые однажды позволили выжить в травме.

Другими словами жизнь в посттравме — это бессознательное реагирование на мир с опорой на решение, которое позволило когда-то выжить в травмирующей ситуации. Если в травме было принято решение сдаться, то человек систематически будет отступать, отдавать себя в жертву, позволять другим плохо с ним обращаться. А если посмотреть на «бусы травмы», то не сразу можно заметить схожесть ситуаций, они могут быть разными по контексту. Но если посмотреть на «ядро решений», которые там принимались, то обнаружится, что нитью служит общее решение.

Из самой шоковой ситуации человек выходит, оставляя какую-то часть себя в травме. Таким образом происходит то, что он выходит из шока, а из травмы нет (до тех пор, пока не проработает).

Шоковые травмы повторяются, поскольку принятое решение в той ситуации постоянно воспроизводится — оно как бы требует к себе внимания. Живя из этого решения, человек неосознанно начинает систематически организовывать разные ситуации, в которых это решение будет иметь подтверждение.

Звоночки, которые сообщают о том, что травмы есть:

  • Низкий уровень осознанности  тяжело дается присутствие в моменте через наблюдение за тем, что происходит внутри и вокруг человека.
  • Когда есть «затык» в какой-то сфере  человек хочет, но не может что-то получить или реализовать.
  • Ощущение, что жизнь проходит мимо  человек как бы не участвует в своей жизни.
  • Постоянные навязчивые и неуправляемые мысли в голове.
  • Потеря веры в себя или в справедливость окружающего мира.
  • Попытки отгородиться от окружающих.
  • Ярость, злость, раздражение.
  • Немотивированные скачки настроения.
  • Чувство вины, стыда, попытка принять вину на себя
  • Растерянность.

Плохая новость — травмы, даже если они произошли в глубоком детстве, не проходят с возрастом, а наоборот, их действие усугубляется.

Хорошая новость — «давность» возникновения травм не является препятствием для проработки, поскольку мышцы «хранят» историю до сих пор, а значит, к ним есть доступ. Работая через тело и психику можно освободиться от негативного влияния прошлого опыта.

«Никогда не поздно устроить себе счастливое детство» (Уэйн Дайер)

Photo by James Forbes

Возможно, вам также будет интересно:

Зависимость и созависимость

ТОП 5 советов по осуществлению твоей мечты!

Искусство отпускать контроль

Татьяна Ходакова
Татьяна Ходакова
+ posts

Практический психолог
Интегративный подход

- Advertisement -spot_img
- Advertisement -spot_img