International digital journal N 1

Friday, April 26, 2024

Липарские острова: путешествие на парусном катамаране

Смотрите также

Наши партнеры
Реклама

- Advertisement -spot_img

Татьяна Прийма

Вместо предисловия

Июнь 2020

Я с детьми приехала на дачу, которая была закрыта последние девять месяцев. В один из дней мне на глаза попалась потрепанная тонкая школьная тетрадь. “Наверное, старые хозяйственные записки”, – подумалось мне. Но открыв первую страницу, я с удивлением обнаружила свой собственный почерк. Первая запись датировалась 25-м апреля 2019 года. И это было начало нашего путешествия в Италию год назад. “Ух ты! – обрадовалась я, – Так вот ты где! Пролежала тут весь год и теперь намекаешь, что начатое необходимо закончить…” И я взяла тетрадь с решительным намерением перечитать то, что успела записать, вспомнить и дописать остальное.

Взять-то я ее взяла… А что было дальше, возможно, известно науке, но не мне. С тех пор я не могу эту тетрадь найти. А намерение все закончить дозрело, перезрело и грозит взорваться, не дожидаясь обнаружения пропажи. И потому я приняла другое решение – записать все только по памяти. И сравнить и дополнить, когда (или если) записки найдутся.

А память оказалась очень свежей. Вот только я пока отложу рассказ про наши похождения по славному городу Катания, а перейду сразу к приключениям под парусом.

Итак, дело было в конце апреля 2019 года, за год до событий, надолго перечеркнувших многим подобные путешествия…

История одного путешествия

27 апреля 2019, суббота
Электричка Мессина – Новара-Монтальбо-Фурнари

Я и двое моих замечательных друзей – Света и Саша – движемся в марину Tonnarella, где мы встречаемся с остальной частью будущей команды из Киева – шкипером Алексеем и его друзьями Юлей и Лешей. Мы знаем название станции, на которой нам надо сойти. Но вскоре перестаем волноваться, как бы нам ее не пропустить, потому что большинство пассажиров говорят на нашем языке и следуют туда же. Майские праздники никто не отменял. А, значит, российско-украинские потоки ловят выходные денечки и тратят их на парусные виды отдыха, фактически открывая сезон итальянским яхтенным компаниям.

На нужной нам станции почти все пассажиры выплеснулись из вагонов поезда и быстрым шагом двинулись в сторону марины, растянувшись вдоль дороги. Закинув свои тяжеленные рюкзаки за спину, мы двинулись в общем течении. Путь был недалекий, но для нагруженного человека не столь уж и близкий – 2.5 км к точке, в которой согласно присланным нам капитаном координатам мы и должны были все встретиться. И вот мы на набережной. Уставшие, но очень довольные. Берег пустынен. Все как-то рассосались по дороге. Рядом какой-то закрытый офис. Яхты позванивают вантами на легком ветру. Красота…

липары

Ребята тоже уже где-то близко. Вот-вот они к нам присоединятся. Наконец, они сообщают, что на месте. Но у нас по-прежнему вокруг никого. Начинаем сравнивать адреса и явки. И получаем новые данные. Снова рюкзаки на плечи. Марина сама по себе извилистая, с мостиком и заборами. По навигатору есть проход почти по прямой. И мы идем к нему. Но натыкаемся на глухой забор. Приходится развернуться, пройти весь путь обратно и обойти все кругом. Еще через пару километров мы на месте. Но встретиться по-прежнему не удается… Приметы местности не совпадают. Наконец, мы получаем новые координаты. Вдыхаем, выдыхаем. Снова вдыхаем и опять выдыхаем. Ибо точка встречи ровно по другую сторону от нас нынешних и примерно там, откуда мы пришли. И топать туда все те же 2 – 2.5 км. Со все теми же рюкзаками, которые легче не становятся. Подумав каждый о своем и сохранив это при себе, мы выдвигаемся в путь (так и хочется написать – последний) и вот, наконец, ура-ура! видим нужное нам кафе и Юлину рыжую косичку, которую трудно с кем-то перепутать.

В нескольких шагах от счастья

Прежде всего кат надо принять. То есть капитан осматривает судно на предмет возможных неисправностей или недостачи каких-либо необходимых для путешествия предметов. Итак, капитан забегал по судну, заглядывая во все ниши и отверстия, открывая то, что можно открыть, и записывая что-то на листок. Список все рос и рос… Мы со Светой сидели на сумках в кокпите и старались занимать как можно меньше места, чтобы не мешать капитану. В это время Саша и ребята (почти “Элен и ребята”) пытались дождаться, похоже, единственного на всю марину водителя с машиной, чтобы закупить и загрузить на кат продукты на неделю. В общем, было жарко. Итальянцы явно не справлялись с прибывшими яхтсменами. По пирсу бегала маленькая изящная менеджер Симона, собирая запросы от принимающих лодки капитанов. Следом появлялись уже изрядно уставшие и злые работники, пытавшиеся исправить все неисправности. На нашем катамаране один из них сломался и, активно жестикулируя и дискутируя с Симоной, заявил, что с него на сегодня баста. Пообещал прийти следующим утром.

Наконец, вернулись ребята с продуктами. Мы заселились по каютам, загрузили продукты, соорудили быстрый ужин, за которым кэп провел небольшой, но четкий брифинг по безопасности на борту, ознакомил с некоторыми правилами-аксиомами (как “капитан всегда прав”), согласовал прочие правила (дежурства по кухне, судовая касса и пр.), и вообще мы, наконец, поближе познакомились друг с другом. Это был славный ужин и славный вечер, за которыми последовала чудесная ночь… хоть и под двумя одеялами (впоследствии я стащила себе еще два, на которые никто не претендовал… да и бордический термик на ночь тоже не снимала).

Наш первый ужин в уютной кают-компании
28 апреля 2019, воскресенье
Марина ди Портороза

Утро выдалось солнечным. И рабочим. Пусть и с двухчасовым опозданием, но вчерашний сломавшийся работник все же пришел чинить то, что у нас не работало (или работало плохо). По кухне в этот день дежурила я.

липары
Один из моих любимейших пейзажей
Скоро будет завтрак

Последние приготовления к выходу в море. Заход на заправку. И – Ура! – мечты действительно сбываются! Мы выходим в открытое море! Наш  первый пункт назначения – остров Вулкано в нескольких часах хода по воде.

Я очень давно не была на борту парусного судна. И я слишком это люблю. Видимо, поэтому я плохо помню наш первый переход. Он проходил в состоянии какого-то опьянения. Будто наркотическими веществами. Честное слово, на самом деле я не знаю таких состояний, но предполагаю, что это может быть похоже. Отсюда сразу лайфхак – как без вреда для здоровья и без риска привыкания (хотя о чем это я? риск присутствует, и еще какой!) впасть в состояние абсолютного счастья и взгляда на жизнь даже не через розовые, а через радужные очки. Делюсь. Для этого надо:

• Однажды впервые уйти под парусом в море, причем сразу на две недели, первые три дня из которых ты не видишь сушу, а в остальные посещаешь удивительные острова (Санторини в том числе) в прекрасной компании.
  • Совершить следом еще пять подобных путешествий в компании не менее прекрасных людей, пережив ряд незабываемых приключений.
  • В силу жизненных обстоятельств больше не ходить под парусом на протяжении почти двадцати лет, практически распрощавшись с возможностью это делать.
  • В один прекрасный день внезапно осознать, что вновь планируешь такое путешествие и уже даже купил невозвратные авиабилеты к месту его начала.
  • Выйти, наконец, в открытое море.

Все. Получите, распишитесь.

Примерно в таком состоянии я и пребывала весь переход на остров Вулкано. Это был какой-то щенячий восторг. И только возраст и воспитание не позволили мне проявлять его со всей непосредственностью детей наших лохматых братьев.

Подходим к заправке
Для меня лучшее место на судне – его нос

Вулкано – это маленький вулканический остров (всего 21 кв.км), расположенный в 25 км севернее Сицилии. Из 7 островов Эолийского архипелага Вулкано – самый близкий к ней. Остров представляет собой вулканический массив с несколькими кратерами, один из которых, Фоссо, действующий.
Всего в Италии четыре действующих вулкана: Этна, Везувий, Стромболи и Вулкано. Последние два являются частью Эольского архипелага. (*)

В небольшой уютной бухте острова мы и бросили якорь. Следует сказать, что из шестерых членов команды трое шли под парусами впервые, у одной был почти двадцатилетний перерыв после любительских походов пассажиром с некоторыми навыками привязывать кранцы и держать штурвал. И лишь двое обладали полноценным опытом и знаниями: наш шкипер Алексей и Юля из Киева, которая и была в результате главным помощником капитана.

Кэп и первый помощник

И вот мы высадились на песчаный берег острова. Вечерело. Мы немного прогулялись вдоль берега, обозрели место для купания в минеральной воде вулкана, согласились с жабой не тратить 4 евро на это удовольствие, еще немного прошлись вглубь и по пути назад недолго посидели в кафе. Было решено вернуться на кат, поужинать и укладываться спать. А утром подняться к действующему вулкану.

Вечер прошел за приятным ужином под музыку с соседних яхт.

На берег!
Первый переход нужно отметить
С соседних яхт слышалась приятная уху музыка
липары
Через пару секунд бухта перейдет в сумеречную зону
29 апреля 2019, понедельник
О. Вулкано, стоянка в бухте на якоре

Я проснулась довольно рано. Всю ночь дул сильный ветер, покачивая наш катамаран. Юля спала под открытым небом и к утру перебралась с сетки на скамеечку в кокпит. Когда я вышла, она тоже проснулась. Мы что-то пошутили про привязанный и болтающийся за бортом тузик. Но, не слыша его всплесков, решили проверить, как он там. И шутка перестала быть смешной – от ката в воду спускалась веревка, на конце которой… ничего не было.

Где тузик?!

Мы обежали весь катамаран, оглядывая окрестности. Ничего не обнаружив, поняли, что будить капитана все-таки пора. От нашей новости сон у кэпа улетучился мгновенно. Он выскочил на палубу и последовательно воспроизвел все наши действия. Вскоре в процесс включились остальные проснувшиеся члены экипажа. И стало окончательно ясно, что мы остались без связующего с дикими берегами плавсредства.

Планы на утренний подъем к вулкану на одноименном острове рассыпались. Переговоры капитана с чартерной компанией оформили новые планы – выход на Липари прямо сейчас. А там другая компания предоставит нам другое плавсредство.

Настроение несколько упало. Что случилось с нашим тузиком, так и осталось для нас загадкой. Мог оказаться плохо затянутым узел на нем, и неспокойная вода в сочетании с сильным ветром могли развязать его и отправить тузик в свободное плавание в открытое море, ибо ветер усиленно дул с суши. Конец не был перерезан. И все же некоторые наблюдения и размышления все больше утверждают меня в мысли, что отвязали его все-таки руки человека. А нас уверяли, что в этих водах не воруют…

Делать нечего. Тужить по тузику – только нерационально использовать волшебные дни свободы от забот. Так что путешествие продолжается!

В это время года море в этих краях все еще холодное после зимы. И нахождение на палубе требует несколько больше одежды, чем хотелось бы. И все равно это невыразимое счастье – смотреть на водные просторы, ловить соленый ветер и такие же соленые брызги в лицо, сидеть на носу, опустив ноги к воде, кататься с волн, получая порою мокрые ледяные шлепки.

липары
Мое любимое место – вперед смотрящий

Я даже не помню, завтракали ли мы. Наверняка, да, но это настолько неважно…

В яхтенных походах больше всего я люблю… сами переходы 🙂 А еще больше – переходы ночные. Но земля ждала нас уже в это же утро. Через несколько невероятных часов (во время которых мы все невольно изучали море в надежде узреть наш гордый сбежавший тузик) мы зашвартовались у острова Липари, в марине главного города с таким же названием.

Вулканический остров Липари, расположенный в Тирренском море, является самым крупным среди островов Липарского архипелага.
Остров невероятно интересен с исторической точки зрения, первые поселения на его территории были основаны еще в эпоху неолита.
Постоянно на территории острова проживает немногим более 10 000 человек, в разгар туристического сезона его население увеличивается в два раза. В античные времена остров был известен как крупный центр торговли. Именно удобное расположение во многом поспособствовало его стремительному развитию и активному заселению. Столицей острова является город с одноименным названием. (*)

Прежде всего надо было решить вопрос с тузиком, поскольку без него нам светили исключительно стоянки у пирсов. Неожиданно я увидела человека в маске, совершающего тур по воде (и в основном под нею) вокруг нашего ката. А, так это же капитан! Снимаясь с якоря у Вулкано, мы почувствовали, как обо что-то теранулись одним из поплавков, хоть эхолот и показывал нормальную глубину. Сейчас же капитан пытался увидеть (и надеялся, что этого не случится) возможные повреждения. На сей раз Нептун оказался к нам благосклонен, справедливо полагая, что тузика с нас достаточно. Кат был в порядке.

Опять же не помню, что и как мы завтракали, прибыв на Липари. Но некоторое время спустя мы уже шли по набережной, строя ближайшие планы. И планы сказали, что нам нужны две машины и автотур по острову. Кто мы такие, чтобы игнорировать столь привлекательное решение? Итак, мы взяли напрокат две небольшие машины, и вот за окном замелькали потрясающие пейзажи.

Вид со склонов Липари

Время от времени мы делали остановки и фотовылазки. Так, некоторое время мы провели на каменистой набережной, где я пыталась потрогать воду в раздумьях, а не искупаться ли? Вода не показалась мне настолько приветливой. И мы вскоре отправились дальше.

“Вода, подожди!”
Типичный Липарский пейзаж

Мы забирались все выше и выше. И нашим глазам открывались невероятно красивые картины зелено-цветочных склонов и моря в солнечных зайчиках.

Вид на Вулкано

В одном неоднозначном месте мой попутчик, сидевший за рулем машины, свернул на узенькую дорожку, ведущую куда-то вверх. Дорожка перешла в грунтовку, стала настолько узкой, что о развороте речи не шло, и приобрела ощутимый уклон. Застывшая улыбка прилипла к моему лицу, а руки – к сиденью машины. Когда мы уткнулись в чей-то явно частный двор (это и без надписи Private было понятно), спуск задним ходом стал неизбежен. Надо ли говорить, что улыбка и руки еще некоторое время оставались на местах? Как только мы спустились к достаточно широкому месту и сумели развернуться, мир снова обрел звуки и краски. Для меня! И мы даже вылезли из машины полюбоваться пейзажем и сделать пару фото. А в это время нам уже названивали ребята, благоразумно (а, может, зря?) за нами не поехавшие.

Дорога круче, чем кажется

Еще одна из остановок отложилась в моей памяти. Смотровая площадка с небольшой церковью, аккуратной снаружи, уютной внутри. Забегая вперед скажу, что практически все церквушки на островах произвели на меня именно такое впечатление – домашний уют при полном отсутствии людей. Только мы.

Местная пустынная церквушка
Внутри – аккуратно и уютно

Мы бродили вокруг, залезали на большие валуны, впитывали красоту открывавшегося сверху вида на залитое солнцем море.

Покатавшись по извилистым дорожкам еще некоторое время, мы спустились в город, немного заблудились, но вскоре сдали машины и вернулись на лодку.

Вечером этого дня мы ужинали в одном из местных ресторанчиков. Было вкусно, но ни названия ресторана, ни что мы ели я уже не помню. Хотя картинки других событий свежи в памяти, будто и не прошло больше года с этого невероятного путешествия.

Ночь опять прошла волшебно. Для меня ночевки на яхте (или на кате, как это было сейчас) – самые волшебные. А в этот раз они были еще и особенными, поскольку я впервые жила в каюте одна. Я хотела вести записи по мере того, как события случались. И первые дни я так и делала (в Катании). Но на катамаране ручка выпадала из моих рук, едва я успевала написать пару предложений. А посему летопись не была написана по горячим следам. Зато пишется сейчас, выдержанная, как хорошее вино.

Ночная марина
30 апреля 2019, вторник
О. Липари, стоянка в марине на муринге

Утром после завтрака ребята снова ушли на берег, чтобы подняться в местную крепость.

“А скоро завтрак?”

Капитан пошел решать вопрос с тузиком. Я же осталась на кате, чтобы порисовать. Я взяла с собой в путешествие краски и карандаши, полагая, что уж тут-то у меня будут и потрясающие пейзажи с закатами, и время, и вдохновение. Но выходило не совсем так. С первым недостатка не было. Со вторым тоже все было в порядке. А вот вдохновения почему-то не было. Было ощущение счастья в каждой минуте проживаемого, и хотелось его пить, есть, обонять, ощущать, замирать неподвижно и поглощать его целиком и полностью, так что для выплеска на бумагу не оставалось уже ничего.  И тогда я попробовала осознанно посадить себя за творческую работу. И пару часов просидела на макушке катамарана, зарисовывая лодки в марине и зеленые склоны холмов с какими-то строениями среди деревьев. Это был единственный раз, когда я рисовала в этом походе. И саму картинку волевым усилием я заканчивала уже значительно позже, вдали от самого пейзажа.

Наконец, все вернулись на кат. Мы обзавелись новым (на самом деле более старым и менее крутым) тузиком. И вот, расправив паруса, кат режет волну, а соленый ветер снова сбивает мои волосы в прическу в стиле авангард. Все это время мы не пользовались автопилотом и несли вахты по очереди. Не могу сказать, что свою очередь я ждала с нетерпением. Ощущение штурвала в руках включало во мне какую-то гиперответственность, и часть расслабленного очарования притихало до того момента, когда можно было снова пересесть на нос, опустить ноги за борт и совместить мир реальный с внутренним миром фантазий.

К этому моменту мы уже достаточно прикачались. Плюс сама конструкция катамарана, менее подверженного качке и с кают компанией сильно выше ватерлинии и обзором горизонта, в меньшей степени провоцирует морскую болезнь по сравнению с лодкой. В таких условиях не сложно что-то простое соорудить в камбузе при движении. Приятно позаботиться о других членах экипажа, особенно внезапно угадать их желание. Так удалось удивить капитана. Когда я подала ему чашку с кофе во время его вахты у штурвала, его взгляд дорогого стоил.

В этот день погода располагала к мыслям о купании. Ветер стих. Мы заглушили двигатель. Первым в воду ушел Саша. И вид у него был такой довольный, что я переоделась и приготовилась быть второй. И вот Саша на борту. А я пытаюсь войти в воду по лесенке на корме. Ледяная вода охватывает мои ноги, как бы спрашивая: “Ты уверена?” Но я сильная, я смелая. И к тому же под прицельным огнем дружеских взглядов. Лезу дальше, придерживаясь за конец, брошенный в воду. В момент полного погружения (по шею) мне кажется, что я в ванне со льдом. И меня почти выкидывает обратно на приступок кормы с бешено колотящимся сердцем. Но под вдохновляющие ободрения друзей я спускаюсь обратно. Тело привыкло. Тело ликует. Его покалывает, и ощущается невероятный прилив энергии. Я не отпускаю конец, помня с предыдущих походов рассказы о коварных порывах ветра, которые в считанные секунды могут отнести лодку от пловца на немалое расстояние. В этот момент я ощущаю, что конец в моих руках натягивается. Кат движется, и я вместе с ним, прилагая усилия, чтобы удержаться на конце. “Вот оно! – мелькает мысль, – Порыв ветра!” Но кат продолжает равномерно набирать скорость, меня полощет, и я ловлю смеющийся взгляд капитана, чья рука плавно передвигает рычаг мотора. Все ясно, меня катают! Но я уже накупалась. Я подтягиваюсь к лесенке и забираюсь на корму.

Первый пошел
Русалка из меня та еще

Во второй половине этого дня мы становимся на буй у острова Панареа. Процесс этой швартовки был забавен, и о нем фотографии расскажут лучше меня.

липары
Знание дела и четкость выполнения команд капитана – залог успешной швартовки
Ловля буя
Операция “швартовка” практически удалась

Панареа — один из самых маленьких островов, после Басилуццо из группы Липарских островов. На острове проживает очень мало жителей, однако население резко возрастает летом с наплывом туристов.(*)

Команда отправилась на берег обследовать местный городок на скалистом берегу. Туристический сезон еще не начался. И мы были почти единственными пешеходами на узких улочках острова. Только небольшая компания детей играла в мяч на набережной. Мы неспешно поднимались по извилистой дорожке, время от времени останавливаясь у стен домиков, чтобы пропустить маленькие электромобили. Городок вызывал воспоминания о греческом Санторини в миниатюре. Та же цветовая палитра: белые домики с голубыми заборчиками. Большинство домов было подписано личными именами. Наверное, так здесь звучит адрес.

Мы зашли в маленькую аккуратную церковь. Никого внутри и никого снаружи. Внутри – почти домашняя ажурная плитка, беленые стены, атмосфера покоя и уюта. С площадки перед входом открывается невероятный вид на море. И на наш катамаран, по которому деловито снует капитан – глава нашего мини-муравейника. Мы поразмахивали ему руками, но не поняли, заметил ли он нас.

Вид на наш катамаран
Местная церковь так же пуста и уютна

Так мы продолжали свой путь еще некоторое время. Не верилось, что здесь может не быть этой тишины и приглушенных звуков, свойственных маленьким деревушкам вдали от туристических дорог. И тем не менее хозяйка магазина сувениров, куда мы заглянули, молдаванка по происхождению, с которой мы пытались говорить по-английски, но вскоре перешли на русский, сказала, что скоро остров заполонят туристы, откроется главная дискотека (тут? на этой пимпочке, торчащей из воды? дискотека? еще и главная?) и будет очень шумно до глубокой ночи. Какое счастье, что мы пришли сюда до всего этого и имели возможность прочувствовать местный самобытный колорит.

Мы вернулись к набережной, но я чувствовала, что еще не нагулялась. В маленьком местном кафе мы встретились с капитаном, отведали сицилийский десерт – пирожное канноли и угостились местным кофе. Капитан отвез ребят на тузике на кат и вернулся погулять по острову. Я же решила составить ему компанию. Мы пошли той же дорогой, которой гуляли с ребятами чуть раньше. Солнце почти село, и на остров пробирались сумерки. Болтая о всяком, мы дошли до места, где с ребятами повернули обратно. И к моей радости пошли дальше. Мы вышли к воде, к каменистому дикому берегу, когда темнота почти накрыла остров. Хотелось сидеть у прибоя, слушать плеск воды, смотреть на все темнеющее море и на качающийся неподалеку кат. Жаль, что тузик остался по другую сторону нашего пути. Нужно было возвращаться. И вскоре мы уже причаливали к нашему плавучему домику. Легкий ужин, степенные беседы на борту, обсуждение вспыхивающего в темноте вулкана Стромболи, восхождение на который нам предстояло уже на следующий день. И вот мы разбрелись по каютам, поставив будильники на 6 утра в надежде поймать восход солнца прямо из моря.

1 мая 2019, среда
О. Панареа, стоянка на буе

Без десяти шесть мы уже снова были снаружи, сонно жмурясь, кутаясь в теплую одежду, с надеждой всматриваясь в светлеющий горизонт. Но на горизонте были тучи и какая-то дымка. Именно из них, а не из моря, и вышло солнце.

Невдалеке от нас покачивалась чья-то яхта, позолоченная первыми солнечными лучами. В такой обстановке мы и позавтракали.

Восход

Пора было сниматься с якоря. Нас ждали на Стромболи!

И снова море, и снова брызги, и мы несемся на парусах.
И снова местный игривый ветер смешно запутался в волосах.
А сердце вместе с волною бьется, глаза вбирают цвета волны.
Из грота ветер на волю рвется, цепляя струны моей души.

Перед нами высится Стромболи – один из самых известных вулканов Италии. Каждые минут десять над его вершиной выбрасывается столб дыма. Чаще белого, но иногда черного. И через несколько часов мы сможем заглянуть в его сердце. Но до него еще надо добраться.

Первыми на берег высаживаемся мы со Светой и Сашей в сопровождении Леши кэпа. Мы выясняем все тонкости предстоящего подъема. Вода, перекус и теплая одежда с нами. Остается взять напрокат трекинговые ботинки, зарегистрироваться в соответствующей группе, получить каски и ожидать назначенного часа.

Мы решаем перекусить легким десертом в местном ресторанчике. На открытой его площадке нас обдувает свежим холодным ветром.

Стромболи

Вскоре капитан уходит за оставшейся на кате частью команды. Он перевезет их на остров, а сам вернется на катамаран, оставляя себе подъем на вулкан со второй командой, которая сменит нас уже через несколько дней. И вот мы в сборе, отмеченные в списке группы, в горных ботинках, в касках, с рюкзаками за спиной. Группа из примерно двадцати человек стартует к жерлу вулкана, расположенного на высоте 900 метров над уровнем моря. Следующие три часа – это вызов моей физической форме. Мы следуем за симпатичным проводником-итальянцем. Двадцать-тридцать минут подъем, десять минут привал. Мы стараемся идти сразу за проводником, так интересней. Сначала дорожка довольно широкая и хорошо утоптана. С растительностью по обеим сторонам. Она петляет по достаточно крутому склону. И очень скоро футболка под флиской становится мокрой. Я иду размеренно, стараясь сохранять дыхание, которое норовит закончиться. С удивлением (и некоторым внутренним раздражением) я слушаю идущих впереди Свету с Юлей, которые умудряются не только ровно дышать, но и мило болтать!

О! Привал! Какое блаженство сидеть, восстанавливая дыхание, и слушать рассказ проводника о вулкане. Стромболи – действующий вулкан. Скапливающиеся в его недрах газы вырываются на поверхность, выбрасывая в воздух вместе с дымом и пеплом раскаленные камни. В 2007 году было одно из сильнейших извержений, при котором пострадали жилища людей и виноградные плантации. Часть вершины острова была снесена этим извержением. Пострадали люди. И часть местных жителей навсегда покинула этот беспокойный остров. Говорят, кое-кого занесло аж в Австралию, только бы подальше отсюда.

Двигаемся за проводником
Передышка

На пятисотметровой высоте пейзаж изменился. Закончилась растительность. Почва под ногами стала рыхлым месивом из мелких камней, крупных камней и вулканического песка. Теперь мы ступали осторожно, следуя за проводником по только ему видимой тропинке. На этой высоте тем, кто слишком устал и осознал, что дальше может и не подняться, было предложено самостоятельно вернуться вниз. Ибо это была последняя точка, с которой еще можно было уйти без проводника. Кажется, в нашей группе таких не нашлось. Во мне открылось уже пятое второе дыхание. Подъем перестал казаться ацким испытанием, при котором вверх меня вела лишь неизвестно откуда появившаяся сила воли. Я вдруг почувствовала себя более, чем хорошо! Мы перекусили, выпили воды и двинулись дальше. Когда спустя три часа с начала подъема мы почти подошли к конечной точке нашего маршрута, усталости не ощущалось. И только ноги иногда вдруг спотыкались и подгибались.

Вид с середины пути
Подъем достаточно крутой

Вершина была в тумане. И на некоторое время наша группа застряла в пятидесяти метрах от кратера, продуваемая ледяным ветром. Мы надели на себя все, что взяли. Пытались закопаться в песок, прячась от несмолкаемого ветродуя. И сорок минут наблюдали периодически выплевываемые вулканом раскаленные камни, сопровождаемые грохотом.

Тем временем стемнело. И нашу группу повели к самому кратеру. Мы стояли в темноте, в полутора метрах от обрыва, внизу которого перемигивались красные камни. Я все думала: “Это удивительно, что при таком количестве народу, при отсутствии каких-либо заграждений нет несчастных случаев”. Во всяком случае, рассказов об этом не было. В какой-то момент уж очень сильный и резкий звук взрыва заставил подскочить на месте, И почти сразу высоко в небо взметнулись красные искры. А через несколько секунд после  их падения в наши ветровки застучало ветром с мелкими камушками и песком, засоряя глаза. И все-таки это было прекрасно!

Минут тридцать мы провели у кратера. И начался спуск. Спуск шел по прямой вниз, по другой стороне вулкана, почти без привалов, в свете ручных фонариков. Ноги по очереди погружались почти по щиколотку в песок и скользили вниз. Левая, правая, левая, правая… Вскоре колени сказали: “Мы есть у тебя!” Но я же сильная и смелая! “Молодцы!” – ответила я им, загребла по горсти вулканического песка в каждый карман детям на сувениры и продолжила путь. “Сюда бы сноуборд…” – мелькнула очередная мысль. Но некоторые крупные валуны не позволили сожалеть о его отсутствии. И вот мы уже идем извилистой утоптанной тропой среди густой растительности. Вниз, вниз, вниз… Все в вулканической пыли: ботинки, одежда, телефон с фонариком. Пыль в глазах, и пыль во рту. И все равно настроение на пике прекрасного!

Дорога вниз

И вот мы внизу. Распрощались с проводником, с группой, переобулись и сообщили капитану, что готовы вернуться. Мы ждали его на берегу, где высадились еще утром, и светили фонариками, обозначая место нашего присутствия. И вскоре капитан перевез нас порциями на катамаран. Душ в маленьком гальюне ката стал ни с чем не сравнимым блаженством в завершении этого невероятного дня. Мы соорудили быстрый ужин. И еще некоторое время общались в темноте кают-компании (снаружи накрапывал дождик), с кружечкой чая, постепенно разбредаясь по каютам. Я ушла спать одной из последних. Полагая, что усну мгновенно. Но долго еще сон не шел, душа волновалась, тело напоминало, эмоции зашкаливали…

2 мая 2019, четверг
О. Стромболи, кат на якоре

Мы снова пытались узреть восхождение солнца из моря. И снова оно выплыло из дымки и тучек над горизонтом.

Нам предстоял путь к конечной точке нашего путешествия – к острову Салина.

С этого момента воспоминания мои несколько путаются. Возможно, второй раз мы купались именно в этот переход. Уже большим количеством народу. И только капитан не принял участия в ледяных забавах, да Света притормозила, едва окунув ноги в воду. Выражение ее лица не поддается словесному описанию. Достаточно сказать, что Саша не стал настаивать на непременном купании, узрев гамму эмоций у Светы на лице…

И снова я сидела на носу, и на корме, и за штурвалом. А во второй половине дня мы пришвартовались в марине острова Салина. Мы аккуратно втиснулись между катамараном французов, с которыми я вскоре немного пообщалась, и лодкой других каких-то иностранцев.

Я все забываю сказать, что всю первую половину нашего путешествия мы шли одним маршрутом с флотилией яхт под российским флагом с надписями Sila vetra. И лишь после Панареа нам удалось оторваться (а, вернее, отстать) от них. И на Салине я уже не помню ни одной лодки из этой группы.

А потом мы пошли погулять по вечернему острову пешком. Забредали в магазинчики. Время запасаться сувенирами. Посидели в кафе за полюбившимися канноли и кофе. Ребята же взяли попробовать местное пиво. Перед возвращением на кат прикупили некоторых продуктов и местного вина (одна бутылка – презент команде от капитана) для праздничного ужина в ознаменование окончания нашего похода.

Прежде чем уйти спать, я еще некоторое время сидела на сетке катамарана, осознавая, что это последняя моя ночь на воде в этом походе.

липары
Последняя ночь перед возвращением домой
3 мая 2019, пятница
О. Салина, марина

Четыре утра. Еще ночная темнота. Общий подъем. Мы уходим с острова на Сицилию. Сегодня вечером мы (я и Света с Сашей) вылетаем в Рим и потом в Москву. Ребята остаются еще на несколько часов, а капитан принимает вторую команду на еще одну неделю.

Едва мы покинули марину, на вахте остался один капитан да я в качестве второй пары глаз и собеседника для не заснуть. Света, Саша и Леша ушли обратно в каюты спать. Юля снова завернулась в спальник в кокпите. Всю неделю она спала под открытым небом.

Два часа до рассвета пронеслись как одно мгновение. Пусть недолго, но хоть кусочек перехода под ночным небом мне удалось заполучить в шкатулку незабываемых воспоминаний… Ветра почти не было. Размеренно и ненавязчиво тарахтел мотор. И вскоре горизонт начал светлеть. За несколько минут до рассвета мы разбудили ребят, поскольку на этот раз горизонт был абсолютно чист, и нам предстояло увидеть, как солнце выходит прямо из воды. И вот, расцветив часть неба в акварельные тона, насыщенные и яркие у самого горизонта, солнце явило нам свой первый луч. А вслед за ним степенно выкатилось целиком, заливая на Землю свет нового дня.

В ожидании солнца

Необычный это был переход. Вы когда нибудь видели зеркальную гладь в открытом море? Я видела это впервые. Мы даже решили остановиться, приготовить завтрак и поесть, дрейфуя. После чего снова завели мотор. Сицилия становилась все ближе. Кэп дремал в кают-компании. И тут к нам пришли дельфины! Быстрые, блестящие серые торпеды пересекали наш путь, проныривая у носа катамарана и иногда показывая спинки. Совсем не долго они составляли нам компанию. Но они были! В этот день возврата Природа одарила нас гладким морем, волшебным рассветом и встречей с самыми удивительными существами планеты.

Сицилия встретила нас мелким дождем…

А потом был быстрый сбор вещей, прощание с Юлей и Лешей. Капитан проводил нас до магазинчика на другой стороне марины, где мы распрощались и с ним.

А потом был быстрый шаг и даже бег с тяжелыми рюкзаками за спиной к местному вокзалу, ибо мы неверно рассчитали время и явно опаздывали к единственно подходящему нам поезду. Вбежав на перрон  минуты за четыре до прихода электрички, я добрым словом помянула восхождение на Стромболи, сделавшее меня столь сильной и выносливой. Мокрая футболка под ветровкой равным образом напоминала о том же…

А потом была электричка до Мессины. И час ожидания на вокзале, придавивший осознанием окончания волшебства. Электричка до Катании. Автобус в аэропорт и перелет в Рим, где мы намеревались с комфортом провести ночь в удобных шезлонгах зала вылета, которые заприметили по пути на Сицилию. Мы не учли только одного – промежуток времени между перелетами обратно сильно отличался в большую сторону от промежутка по пути сюда. И ночь мы провели на жестких металлических сиденьях Римского аэропорта, а сразу после регистрации уже утром упали на мягкий диванчик в зале вылета, едва его завидев.

А потом была Москва…

И дневной сон в своей спальне. А когда я вечером открыла глаза, явно ощущая, как покачивает катамаран на волнах, мне понадобилось добрых пять минут, чтобы понять, что не так с обстановкой моей каюты…

(*) Информация согласно Википедии

татьяна прийма
Татьяна Прийма
Chief Editor at Coffee Time Journal | + posts

Главный редактор Coffee Time journal

- Advertisement -spot_img

РЕКЛАМА НА САЙТЕ: [email protected]

Вы строите личный бренд и мечтаете, чтобы о вашем продукте узнали? Наша команда готова помочь с разработкой идеи и воплощением проекта в реальность. Напишите нам!